Протокол №3 от 20.05.2010г.

ЗАСЕДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОВЕТА ПРИ УПРАВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Председательствовал:

Руководитель Брянского УФАС России, сопредседатель Совета – В.С. Рогачев

Присутствовали:

Члены общественно-консультативного Совета:

1.      Руководитель Брянского УФАС России, сопредседатель Совета Рогачев В.С.

2.      Начальник отдела товарных и финансовых рынков Брянского УФАС России, секретарь Совета Лагунова И.В.

3.      Председатель Брянского регионального Отделения общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Гринкевич В.Г.

4.      Заместитель директора Департамента экономического развития Брянской области, начальник отдела поддержки и развития предпринимательской деятельности Сафонов Г.С.

5.      Генеральный директор исполнительной дирекции Регионального объединения работодателей «Брянская областная Ассоциация промышленных и коммерческих предприятий» Шалыгин Г.М.

6.      Заместитель председателя обкома профсоюза работников среднего и малого бизнеса Снежков С.В.

7.      Адвокат Брянской областной коллегии адвокатов, член БРО общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Жаров А.А.

8.      Председатель правления общественной организации предпринимателей Юго-Западных районов Брянской области Вахмянин А.А.

9.      Член Брянской торгово-промышленной палаты – Шпаков В.А. (по доверенности), управляющий ООО «Спиридон».

 

Приглашенные:

1.      Заместитель руководителя Брянского УФАС России – Селянина Н.Н.

2.      Начальник отдела госзаказов и контроля в сфере ЖКХ Брянского УФАС России – Болховитина Е.М.

3.      Заместитель начальника отдела товарных и финансовых рынков Брянского УФАС России – Кривоногова Л.А.

4.      Специалист-эксперт отдела товарных и финансовых рынков Брянского УФАС России - Ицкова Е.Ф.

5.      Начальник Управления имущественных отношений Брянской области – Полещенко Д.А.

6.      Начальник отдела распоряжения земельными участками на территории г.Брянска  Управления имущественных отношений Брянской области – Какошина И.Н.

7.      Заместитель председателя Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области – Лялов В.В.

8.      Представитель Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области – Рябцева Г.Н.

9.      Представитель Управления потребительского рынка и общественного питания Брянской области – Асташина Т.Е.

10.Начальник юридического отдела Главного управления Банка России по Брянской области – Артюхов А.В.

 

Повестка дня:

1.      Реализация Федерального закона № 381-ФЗ от 28.12.2009г. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» на территории Брянской области и г. Брянска.

2.      О кредитовании банками субъектов малого бизнеса.

 

1. Слушали: Реализация Федерального закона № 381-ФЗ от 28.12.2009г. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» на территории Брянской области и г. Брянска.

  Выступили: Снежков С.В.: Федеральный закон от 28.12.2009г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» вступил в силу 1 февраля 2010г. Закон определяет ряд моментов по осуществлению торговли в нестационарных торговых объектах. В этой части меняется порядок предоставления земельных участков. Согласно статье 10 данного Федерального закона вместо дислокаций должна быть сформирована схема размещения нестационарных торговых объектов. По нашему предложению в разработке данной схемы должны принимать участие представители нашего профсоюза, как организации, представляющей данных предпринимателей. Для предпринимателей, имеющих законно установленные нестационарные торговые объекты (павильоны, киоски, остановочные комплексы тонеры и др.), и действующие договоры аренды для их эксплуатации необходимо предоставить возможность на заключение длительных договоров аренды земельных участков без процедуры проведения торгов, т.е. оставить их работать на тех же местах.

Непонятен порядок включения в схему размещения нестационарных торговых объектов. Законом не определены земельные участки, на которых должны быть размещены нестационарные торговые объекты. Мы предлагаем Управлению имущественных отношений Брянской области заключать договоры в соответствии с порядком, предусмотренным ст.34 земельного Кодекса РФ, т.е. по заявлениям от предпринимателей без проведения процедуры торгов (аукционов).

Проведение торгов может послужить ограничением для деятельности и развития данного направления малого предпринимательства. Необходимо внести ясность по порядку включения в схему размещения нестационарных торговых объектов. Мы направляли в антимонопольный орган письмо, чтобы узнать позицию антимонопольного органа, и получить разъяснения.

Рогачев В.С. : По этому поводу Брянским УФАС России было направлено письмо на имя губернатора Брянской области.

Селянина Н.Н.: На предыдущем заседании Общественно-Консультативного Совета было принято решение о создании рабочей группы по вопросу о реализации «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» на территории Брянской области и г. Брянска. В связи с этим, Брянским УФАС России на имя губернатора Брянской области Денина Н.В. было направлено письмо о том, что действия по проведению конкурсов для выделения земельных участков по месту расположения существующих объектов мелкорозничной сети в соответствии с существующей дислокацией расположения в г.Брянске приведут к нарушению действующего законодательства, в т.ч. ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части необоснованного препятствования осуществления деятельности хозяйствующими субъектами. Федеральный закон от 28.12.2009г. № 381-ФЗ не регулирует земельные отношения и не предусматривает выделение земельных участков на конкурсной основе. Федеральным законом №381-ФЗ предусмотрена схема размещения нестационарных торговых объектов. Из администрации Брянской области был получен ответ, из которого следует, что, в соответствии с п.1.1 ст. 30 Земельного Кодекса РФ, органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов РФ земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и которыми,  в соответствии с земельным законодательством, они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах. В связи с этим администрацией Брянской области в адрес ФАС России было направлено обращение о разъяснении вопроса.

Антимонопольный орган не располагает информацией и не находит в правовых системах правовой акт органа государственной власти Брянской области, устанавливающий перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъекта земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством вправе распоряжаться орган государственной власти субъекта РФ, осуществляется исключительно на торгах. Поэтому администрации Брянской области был направлен запрос о представлении такого перечня в адрес антимонопольного органа в срок до 21 мая 2010г. В настоящий момент такого перечня у нас нет.

Рогачев В.С.: Какова позиция Управления имущественных отношений Брянской области?

Полещенко Д.А.: В нашем законодательстве много пробелов. Федеральный закон от 28.12.2009г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» предусматривает схему размещения нестационарных торговых объектов, но нет методики. Создана рабочая группа по подготовке нормативно-правовой базы в целях реализации Федерального закона от 28.12.2009г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» с участием депутатов Брянского городского Совета народных депутатов, руководителей государственных служб. Самостоятельно решить эти проблемы мы не можем. Необходимо обратиться в Правительство РФ с просьбой ускорить принятие подзаконных актов, разработать методику.  Мы обращались в Брянский городской Совет народных депутатов по вопросу подготовки схемы размещения по г.Брянску.

Снежков С.В.: У Вас имеется переписка с Советом?

Полещенко Д.А.: Да. Может быть, нужно обратиться в Профсоюз работников среднего и малого бизнеса, чтобы он инициировал принятие подзаконного акта.

Предоставление земельных участков имеет срочный характер, например, участок предоставляется на 3 года, 5,10 лет.

 Необходимо обратиться в Брянскую областную Думу, чтобы она выступила с предложением о внесении изменений в №381-ФЗ.

Сейчас мы решили по летним лоткам, шатрам  из-за отсутствия новой схемы, работать по старой.

Мы пригасили председателя обкома профсоюза работников среднего и малого бизнеса Шилина Н.В. на заседание рабочей группы при Управлении имущественных отношений Брянской области. Нам необходимо содействие по решению этого вопроса.

Жаров А.А.: Присутствующие с удовольствием окажут Вам содействие, для этой части граждан это единственный источник доходов. Пока не будут приняты нормативные акты, как быть предпринимателям, которые обратились к Вам?

Полещенко Д.А.: По всем случаям было принято решение о продлении всем договоров аренды до 1 октября 2010г. В случае, если до 01.10.2010г. методика не будет принята, то договоры еще раз будут продлены.

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» вступил в силу в феврале, а методики еще нет.

Город схему еще не принял. Необходимо на уровне Брянской областной Думы инициировать обращение в Государственную Думу, чтобы предусмотреть возможность продления договоров аренды.

Снежков С.В.: По нашей информации, схема будет разработана к августу 2010г. Сейчас нет схемы, на основе которой будут заключаться договоры аренды

Каким образом, Управление имущественных отношений Брянской области будет заключать договоры аренды? Предприниматель должен будет снести свой киоск и участвовать в торгах?

Полещенко Д.А.: Формат полномочий Совета при УФАС не позволяет решать такие вопросы.

Снежков С.В.:Что мешает Вам сейчас определить, как будут проводиться торги?

Полещенко Д.А.: Предоставление земельных участков носит срочный характер. В дальнейшем договоры аренды будут заключаться на 3-5 лет. Цель: обеспечить широкое участие представителей малого и среднего бизнеса в этом процессе. Целесообразно силами профсоюза или Общественно-консультативного Совета обратиться в Думу для принятия внесения изменений в Закон.

Снежков С.В.: В области порядок предоставления земельных участков уже давно определен. Есть категории объектов, по которым срок предоставления аренду земельных участков составляет 49 лет. Данный Федеральный закон определяет, что эти киоски являются нестационарными.

Полещенко Д.А.:  Да, эти объекты могут быть удалены или, например, переставлены на 500 м.

Гринкевич В.Г.: Каков механизм освобождения участка по окончанию срока аренды?

Полещенко Д.А.: Договоры срочные. Участок предоставляется на 5 лет. Предприниматель прогнозирует развитие своего бизнеса и получение дохода. По окончанию срока аренды участка он должен быть готов либо к участию в торгах, либо к перемещению.

Снежков С.В.: Мы хотим знать, как будут заключаться договоры? Почему по одним объектам договоры заключаются на 5 лет, а по другим - до осени?

Полещенко Д.А.: По каждому объекту размещается публикация в интернете.

Вахмянин А.А.: В г.Новозыбкове, когда предприниматель заключает договор сроком на 1 год, то договором предусмотрена пролонгация договора в добровольном порядке. Однако администрация по истечении срока аренды отказывает в пролонгации договора, и объявляет торги. Необходимо приостановить  на 2-3 года перемещение киосков. Что значит снять киоск – это банкротство для предпринимателя.

Полещенко Д.А.: Вы предлагаете ограничить права ряда субъектов? 

Вахмянин А.А.: Отсутствует четкая законодательная база. Я прошу Совет выйти на вышестоящее руководство с предложением разработать регламент, запрещающий выходить законодательному акту без всех подзаконных актов и инструкций.

Селянина Н.Н.: Любой закон предполагает выход подзаконных актов. Коллизии в законодательстве были всегда.

Жаров А.А.: Пока не будет нормативных актов, Вы будете заключать договоры на конкурсной основе?

Полещенко Д.А.: Когда появится схема. Пока позиция – что не стоит ничего менять. Закон должен предусмотреть формирование схемы. По формированию схемы в г.Брянске мы просим помощи у города.

Все предприниматели получили продление договоров до 1 октября 2010г.

Снежков С.В.:  Необходимо дождаться порядка формирования схемы.

Селянина Н.Н.: Антимонопольный орган располагает информацией, что Управлением имущественных отношений Брянской области направлены письма о расторжении договоров аренды земельных участков.

Полещенко Д.А.: Мы не направляли таких писем предпринимателям. Это городская администрация направляла.

Селянина Н.Н.: Есть перечень на уровне Брянской области, который предусматривает предоставление земельных участков?

Полещенко Д.А.: Нет. Есть дислокация по городу.

Селянина Н.Н.: Постановлением администрации Брянской области от 24.12.2009г. №1435 признается недействительным пункт 1.11 Порядка распоряжения земельными участками, исключив возможность предоставления земельных участков для размещения временных объектов мелкорозничной торговли, бытового обслуживания и питания на землях общего пользования на основании дислокации мест расположения объектов, предлагаемых Брянской городской администрацией.

Полещенко Д.А.: Как мы заново предоставим участки?

Селянина Н.Н.: Постановление от 24.12.2009г. вышло до принятия Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ».

Полещенко Д.А.: Был проект от 28.12.2009г., протокол, в соответствии с которым мы решили не предоставлять земельные участки до принятия подзаконных актов к данному Закону. Цель – стабилизировать ситуацию, которая сложилась.

Селянина Н.Н.: Есть нормативный акт, утверждающий перечень?

Полещенко Д.А.: Нет.

Селянина Н.Н.: Представьте нам копию письма, которое Вы направляли в ФАС России.

Полещенко Д.А.: Мы представим Вам копию письма.

Селянина Н.Н.: По поводу полномочий Общественно-Консультативного Совета поясняю, что рассматриваемый сегодня вопрос не выходит за пределы полномочий Совета.

В соответствии с Положением о Совете, Совет привлекает некоммерческие организации и общественные объединения к обсуждению наиболее важных вопросов конкурентной политики, антимонопольного регулирования. На сегодняшний момент имеет место ущемление прав индивидуальных предпринимателей. Поэтому мы не выходим за рамки полномочий Совета.

Рогачев В.С.: Какие еще будут вопросы?

Лагунова И.В.: От БРО общероссийской общественной организации «Деловая Россия» поступили письменные предложения по рассматриваемым на сегодняшнем заседании вопросам.

Снежков С.В.: У меня есть предложения по нашей рабочей группе. Необходимо устранить неясности с Управлением имущественных отношений Брянской области по порядку заключения договоров аренды земельных участков, передачи участков.

Асташина Т.Е.: До 1 июля 2010г. должен выйти проект постановления по схеме.

Решили: Принять к сведению информацию по данному вопросу, обратиться в Брянскую областную Думу по вопросу выхода с законодательной инициативой о внесении изменений в закон о торговле в части определения порядка предоставления мест для размещения нестационарных торговых объектов.

Голосовали: единогласно.

2. Слушали: О кредитовании банками субъектов малого бизнеса.

        Выступили: Вахмянин А.А.: Этот вопрос был инициирован для рассмотрения на  заседании Совета в связи с тем, что кредитование банками субъектов малого бизнеса осуществляется не по реальным ставкам. На сегодняшний момент банки снижают свои ставки, в т.ч. Сбербанк, «Русь-Банк».

            Чтобы спасти банки, государство выделило им большие деньги.

У меня вопрос к представителю ЦБ России: «Под какой процент годовых ЦБ России предоставляет кредиты на развитие бизнеса.

            Артюхов А.В.: Банк России действует в рамках закона о ЦБ РФ, который дал право устанавливать ставку рефинансирования. В этом году Банк России снизил ставку рефинансирования до 8% годовых. Это минимальное значение за всю историю существования ставки рефинансирования.

             Но ЦБ РФ не может давать указания коммерческим банкам по установлению ставок.

            В целом, задолженность по кредитам, предоставленным предприятиям, организациям и физическим лицам банковским сектором снизились за 2009год на 6,6%, за I квартал 2010 года – на 6,9%, что соответствует общероссийской тенденции.

            Одним из факторов, оказавших негативное влияние на динамику кредитных операций, стал рост не возврата кредитов. За 2009 год объем непогашенных в срок кредитов вырос в 1,3 раза, за I квартал 2010года - на 8,8%.

            Сейчас банки снижают процентные ставки по кредитам. Если в январе-апреле 2009года кредиты по малому и среднему бизнесу предоставлялись по ставкам в диапазоне 12-30% годовых, то к апрелю текущего года они снизились в среднем на 5 процентных пунктов до 12-20% годовых.

            В январе – апреле 2010 года субъектам малого и среднего бизнеса предоставлено кредитов в 1,4 раза больше, чем в соответствующем периоде прошлого года.

            Жаров А.А.: В период кризиса государство за счет общих денежных средств профинансировало ряд банков. Для малого бизнеса кредиты должны быть доступными.

            Те банки, которые получили денежные средства от государства, тем не менее, предоставляют  кредиты субъектам малого бизнеса под высокие проценты.

            Банки получили денежные средства от государства под какие-то гарантии, обязательства?

            Артюхов А.В.: Я не могу пояснить, выделялись ли денежные средства банкам какими-то условиями или нет. На территории Брянской области находятся только филиалы банков.

            Шалыгин Г.М.: Банки, получившие кредиты, должны выдавать кредиты субъектам малого и среднего бизнеса под ставку рефинансирования + 3 %. Однако банками это указание не исполняется.

            Жаров А.А.: Необходимо получить информацию в письменной форме, что банки, находящиеся на территории Брянской области, не получали денежных средств от государства.

            Вахмянин А.А.: Сейчас нереально предпринимателю получить кредит в банке. Банки предоставляют кредиты только под залог имущества.

            Гринкевич В.Г.: Необходимо 300 тыс. рублей зарезервировать, чтобы получить 100 тыс.рублей.

            Решили: По обсуждаемому вопросу принять информацию к сведению.

Голосовали: единогласно.

 

 

Сопредседатель Общественно-

консультативного совета

при Брянском УФАС России                                                                       В.С.Рогачев

 

 

Ответственный секретарь Общественно-

консультативного совета                                                                          И.В.Лагунова

 

Дата проведения Совета: 
20 мая 2010, 00:00