Протокол №3 от 04.08.2011г.

ВНЕОЧЕРЕДНОГО ЗАСЕДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОВЕТА ПРИ УПРАВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Председательствовал:
Руководитель Брянского УФАС России, сопредседатель Совета – В.С. Рогачев
Присутствовали:
Члены общественно-консультативного Совета:
1. Руководитель Брянского УФАС России, сопредседатель Совета Рогачев В.С.
2. Начальник отдела товарных и финансовых рынков Брянского УФАС России, секретарь Совета Лагунова И.В.
3. И.о. генерального директора исполнительной дирекции Регионального объединения работодателей «Брянская областная Ассоциация промышленных и коммерческих предприятий» Синенко В.С.
4. Заместитель начальника отдела департамента экономического развития Брянской области Нестеренко А.В.
5. Заместитель председателя обкома профсоюза работников среднего и малого бизнеса Жуков Н.Ф.
6. Председатель правления общественной организации предпринимателей Юго- Западных районов Брянской области Вахмянин А.А.

Приглашенные:
1. Заместитель руководителя Брянского УФАС России – Селянина Н.Н.
2. Заместитель начальника отдела госзаказов и контроля в сфере ЖКХ Брянского УФАС России – Будачева Г.И.
3. Специалист-эксперт отдела финансов и кадров Брянского УФАС России – Кашлакова Е.А.

Повестка дня:

1. Результаты реформы системы государственного заказа и предложения по совершенствованию законодательства.

Рогачев В.С. – Из 12 членов Общественно- консультативного Совета присутствуют 6, т.е. 50%. В соответствии с п. 3 ч. 11 Регламента Общественно- консультативного Совета при управлении Федеральной антимонопольной службы по Брянской области, заседание Совета правомочно.
По итогам заседания Общественно- консультативного Совета при Федеральной антимонопольной службе, состоявшегося 23 июня 2011 года, руководителем ФАС России И.Ю.Артемьевым дано поручение территориальным органам провести заседание общественно- консультативного Совета с общей повесткой дня: «Результаты реформы системы государственного заказа и предложения по совершенствованию законодательства».
Это связано с тем, что на уровне федеральных органов исполнительной власти продолжается дискуссия об эффективности самой системы госзаказа и целесообразности ее кардинальных изменений. В связи с этим, было принято решение о необходимости обсуждения этого вопроса на заседаниях общественно- консультативных Советов при территориальных органах, получить дополнительные предложения по изменению законодательства и сформировать консолидированную позицию ОКС при ФАС России и ее территориальных органах.
В связи с этим, мы пригласили Вас сегодня на внеочередное заседание Совета для обсуждения данного вопроса.
С предложениями Федеральной антимонопольной службы по вопросу совершенствования законодательства о размещении заказов Вас познакомит заместитель начальника отдела контроля госзаказов нашего управления Будачева Г.И.
1. Слушали: Результаты реформы системы государственного заказа и предложения по совершенствованию законодательства.
Выступили: Будачева Г.И. :
Закон о размещении заказов 94-ФЗ является одним из законов, вызывающим острое недовольство. Это связано с тем, что Закон 94-ФЗ – наступает на многие финансовые интересы, и именно поэтому он вызывает такое острое недовольство как некоторых представителей органов власти, так и крупного бизнеса, которым конкуренция не нужна.
По естественным монополиям и госкорпорациям возмущение общества отсутствует, поскольку в принципе никто не знает, что происходит с их закупками.
На сегодняшний день идет реформа 94-ФЗ. Уже сделан первый шаг- переход на электронные торги создано единое экономическое пространства; при проведении открытых аукционов в электронной форме документооборот исключительно в электронном виде.
Однако остается еще много проблем, которые требуют изменения в 94-ФЗ.
Одними из основных проблем являются:
Во-первых: Низкоквалифицированное выставление требований к предмету и качеству закупки.
В целях повышения профессионализма заказчиков и качества конечного результата необходимо централизовать функции по размещению заказов на уровне уполномоченных органов субъектов РФ и федеральных министерств по подведомственным учреждениям, что приведет к сокращению количества «непрофильных» сотрудников, исключит закупку не качественной продукции и позволит ввести инновационные требования.
Во- вторых: Заказчики тратят много времени на разработку требований при закупке типовой продукции и, зачастую, устанавливают либо некачественные требования, либо «затачивают» документацию под конкретного производителя или поставщика.
Для исключения возможности закупки некачественной продукции необходимо обязать отраслевые федеральные ведомства разработать типовые требования (типовые контракты) к стандартным товарам, работам и услугам, в том числе и требования к гарантийным обязательствам исполнителя.
Указанные типовые требования должны быть размещены на едином общероссийском портале и быть обязательными к применению при размещении заказов на типовые товары, работы и услуги.
В-третьих: Отсутствие регламентации установления начальной (максимальной) цены контракта
Для корректного формирования начальной цены контракта необходимо установление требования об обязательном составлении должностными лицами протоколов, содержащих обоснование установления начальной (максимальной) цены контракта, в т.ч. с указанием источников получения такой информации, и их размещение в составе документации о торгах.
Обязательными источниками указанной информации должны быть сведения с единого общероссийского портала и сайтов производителей.
Необходимо поручить в ряде случаев профильным ведомствам разработать требования к определению начальных цен в своих сферах и усилить ответственность должностных лиц за формирование начальной максимальной цены контракта.
Сейчас направляют только запросы в адрес поставщиков продукции без составления протоколов.
В-четвертых: На сегодняшний день заказчики самостоятельно устанавливают требования к финансовому обеспечению по контрактам (на что оно распространяется, какие риски покрывает).
Это приводит к неквалифицированному выставлению таких требований, что не обеспечивает защиту государства при ненадлежащем исполнении контрактов.
В целях повышения качества исполнения контрактов необходимо установить законодательные требования к их обеспечению, в том числе разработать и утвердить типовые формы банковских гарантий и поручительств, а также обязать заказчиков выставлять требования по финансовому обеспечению на все контракты. При этом должны быть установлены сроки действия финансового обеспечения и процедура его предоставления.
Также необходимо на федеральном уровне ввести реестр поручителей в сфере госзаказа, сведения в который будут включаться только после их централизованной проверки.
В-пятых: Наличие такого способа размещения заказов, как запрос котировок, позволяющего выбирать «своего» поставщика. Это наиболее коррумпированный способ размещения заказа.
Замена запроса котировок процедурой короткого (7 дней) электронного аукциона, уже предусмотрено 94-ФЗ
В-шестых: Наличие возможности злоупотреблений предпринимателями своими правами путем неоднократных жалоб без наличия оснований, что приводит в т.ч. к невозможности введения электронного обжалования действий заказчиков и электронных площадок.
Необходимо предусмотреть государственную пошлину за подачу жалоб.
Также необходимо предусмотреть процедуру обжалования заказчиками действий электронных площадок
В-седьмых: Длительная судебная процедура расторжения контрактов. Одностороннее расторжение контрактов недопустимо, так как приведет к произволу заказчиков в отношении предпринимателей.
Для быстрого рассмотрения вопросов о расторжении контрактов при их ненадлежащем исполнении необходимо предусмотреть упрощенную (в течение 10 дней) административную процедуру их расторжения на основании решений специальных межведомственных комиссий с участием как федеральных контролирующих органов, так и финансовых и правоохранительных органов власти.
В-восьмых: При размещении заказов нередки случаи многократных умышленных грубейших нарушений одними и теми же должностными лицами заказчиков действующего законодательства.
Необходимо ввести процедуру дисквалификации должностных лиц заказчиков при грубейших нарушениях (по аналогии с законом о защите конкуренции), а также предусмотреть специальные составы уголовной ответственности для преднамеренных действий в сфере госзаказа, т.е. повысить ответственность должностных лиц.
В- девятых: При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по контракту заказчик вправе не применять штрафные санкции.
При этом оплата по контракту, а также применение штрафных санкций зачастую зависит от личных отношений заказчика с исполнителем. Это приводит к злоупотреблениям со стороны заказчика и исключению ответственности поставщика
В целях снижения коррупции и повышения качества исполнения контрактов необходимо установить обязанность заказчика всегда применять санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту. Кроме того, необходимо установить унифицированный размер таких штрафных санкций.
Также необходимо установить в законе максимальные сроки для оплаты заказчиками качественно исполненных предпринимателем контрактов и ответственность за нарушение таких сроков.
В- десятых: Сведения о недобросовестных поставщиках, исполнителях и подрядчиках вносятся в РНП (реестр недобросовестных поставщиков). Однако существует возможность создать новое юридическое лицо и снова участвовать в процедурах закупок.
Для повышения эффективности института РНП необходимо предусмотреть включение в РНП сведений не только о недобросовестном участнике размещения заказа, но и о физическом лице, осуществляющем управление соответствующим юридическим лицом и ограничить право участия в процедурах закупок всех юридических лиц, управление которыми осуществляет физическое лицо, сведения о котором включены в РНП.
1. Законопроект обеспечит целостность законодательства Российской Федерации о размещении заказов и в то же время позволит увязать в единое целое все стадии размещения заказов, начиная от стадии планирования закупок, заканчивая стадией исполнения контрактов и комплексным анализом полученных результатов.
2. В результате реализации законопроекта будут усовершенствованы существующие и введены новые механизмы регулирования сферы размещения заказов, что позволит существенно повысить результативность осуществления закупок, в том числе качество поставляемой продукции, а также значительно снизить уровень коррупции за счет создания высококонкурентной среды и повышения публичности закупок.
3. Законопроект обеспечит закупку для государственных и муниципальных нужд современной инновационной продукции, а также создаст необходимую мотивацию должностных лиц заказчиков к эффективному расходованию бюджетных средств.
4. Законопроект основан на необходимости обеспечения баланса интересов заказчиков и предпринимателей, а также предусматривает более эффективную защиту публичных обязательств государства от недобросовестных действий как должностных лиц заказчиков, так и предпринимателей.
Предложения законопроекта взаимоувязаны с планом по введению Федеральной контрактной системы, одобренной в Правительстве РФ.
Синенко В.С. Что касается третьей позиции (составлении должностными лицами протоколов, содержащих обоснование установления начальной (максимальной) цены контракта) – это относится к заказчику?
Будачева Г.И. Да.
Вахмянин А.А. Необходимо для малого предпринимательства организовать доступ к электронным торгам. Как мне кажется, в муниципальных органах не достаточно высококвалифицированных специалистов в данной сфере, которые могут донести до участников размещения заказов информацию о правильности проведения торгов и аукционов. Также необходимо проводить обучение и участников госзакупок.
Нестеренко А.В. В настоящее время существует много учебных заведений, осуществляющих переподготовку специалистов по вопросам связанных с ФЗ №94 –ФЗ от 21.07.2005г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в т.ч. с выходом на электронную площадку. Например, специалисты органов власти Брянской области, муниципальных органов власти прошли переподготовку на базе РАГС, с выходом на электронную площадку. Один раз в три года проводится аттестация служащих, определяющая их соответствие замещающей должности.

Нестеренко А.В. Предложения ФАС России по реформированию 94-ФЗ считаю обоснованными, позволяющими упорядочить работу в сфере размещения заказов, т.к. закон очень сложный.

Решили:

По обсуждаемому вопросу принять информацию к сведению, поддержать предложения ФАС России по совершенствованию законодательства РФ о размещении заказов.

Голосовали: единогласно.

 

 

Сопредседатель Общественно-
консультативного совета
при Брянском УФАС России В.С.Рогачев

 

Ответственный секретарь Общественно-
консультативного совета И.В.Лагунова

 

Дата проведения Совета: 
4 августа 2011, 00:00