Состоялось третье заседание Общественного совета при Брянском УФАС России и пресс-конференция врио руководителя Брянского УФАС России

14 октября 2021 года в 11 часов 00 минут в Брянском УФАС России по адресу: г. Брянск, ул. Дуки, д. 80, конференц-зал состоялось заседание  Общественного совета при Брянском УФАС России.

Заместитель начальника отдела естественных монополий и рекламы Ольга Семенцова рассказала о проблемных вопросах применения законодательства о рекламе в Брянской области.

В рамках осуществления контроля за соблюдением требований закона о рекламе в 2021 году  Брянским УФАС России по состоянию на 14 октября  рассмотрено 167 заявлений о нарушении Закона о рекламе. Большую часть из них составляют жалобы на распространение наружной рекламы, содержащей недостоверные сведения и расположенной в ненадлежащем месте, а также реклама, распространяемая по сетям электросвязи без согласия абонента.

Брянским УФАС России за 2021 год возбуждено и рассмотрено  54 дел о нарушении законодательства о рекламе, из них 14 дел возбуждено по обращениям граждан. Из общего количества нарушений основными явилось размещение недостоверной рекламы, которая вводит потребителя в заблуждение, ненадлежащей рекламы финансовых услуг, а также рекламы о продаже товаров дистанционным способом.

За нарушение Закона о рекламе Брянским УФАС России в 2021 году возбуждено и рассмотрено 61 дело об административных   правонарушениях по ст.14.3 КоАП РФ.

Из них: по 42 делам вынесены предупреждения субъектам малого и среднего бизнеса, выдано 16 постановлений о наложении штрафа на сумму 576 000 руб. Взыскано в бюджет  442 000 руб.

За истекший период Брянским УФАС России осуществлялось взаимодействие с УМВД России по городу Брянску и прокуратурами районов  путем  дачи  заключения о наличии нарушения законодательства о рекламе  при размещении наружной рекламы. 

В течение 2021г. Брянское УФАС России активно взаимодействовало с Брянским отделением ЦБ РФ  путем обмена информацией о выявленных нарушениях на рынке финансовых услуг при размещении  рекламной информации.

Например, Брянским УФАС России  рассмотрено дело, материалы по которому поступили из Главного управления  Центрального Банка Российской Федерации по ЦФО г. Москва в июле 2021 года,   в отношении микрофинасовой организации «Кредитороф».

Данная организация осуществляет деятельность по выдаче микрозаймов  на территории города Клинцы и размещает  рекламу  следующего содержания: «..Займы 0,5% в день для новых клиентов. ООО «МКК «Кредитороф».

Центральным Банком представлены сведения, которые  указывают на отсутствие разрешения  на занятия финансовой деятельностью ООО «МКК «Кредитороф», то есть Центральным Банком отозвано разрешение у данной организации на занятие финансовой деятельностью, соответственно ООО «Кредитороф» не может распространять рекламу о предоставлении им финансовых услуг. 

Специалистами антимонопольного органа было установлено, что в рекламе имеется нарушение  пункта 7 статьи 7 Закона «О рекламе». Размещение данной рекламы является недопустимым при отсутствии специального разрешения на определенные виды деятельности для которых требуется  разрешение в установленном законом порядке.

Комиссия Брянского УФАС России рассмотрела данное дело и выдала решение о признании рекламы ненадлежащей и предписание об устранении нарушения. Решается вопрос о возбуждении административного дела в отношении ООО «Кредитороф».

Временно исполняющий обязанности руководителя Брянского УФАС России Елена Болховитина рассказала о практике применения законодательства о контрактной системе.

2021 года в сфере законодательства РФ о контрактной системе рассмотрена  207  жалоб на заказчиков, уполномоченных органов при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При этом, при осуществлении контроля за соблюдением законодательства РФ о контрактной системе в рамках Указа Президента РФ от 07.05.22018 года № 204  рассмотрено 31 жалоба это на 3 жалобы больше, чем за текущий период 2020 года по следующим национальным проектам:

Демография: 21

Образование: 2

Жилье и городская среда: 5

Экология: 2

Безопасные дороги: 1.

 Из рассмотренных в текущем периоде 2021 года  жалоб - 99 жалоб признаны обоснованными, 78 жалоб признаны необоснованными.

За текущий период  2021 года осуществлено  163  проверки в сфере законодательства РФ о контрактной системе, это на 97 проверок больше, чем в 2020 году. При этом, по закупкам в рамках Указа Президента РФ от 07.05.22018 года № 204 проведено 32  внеплановых проверки по следующим национальным проектам:

 Демография: 2

Образование: 1

Жилье и городская среда: 24

Международная кооперация и экспорт: 2

Экология: 3. 

По итогам рассмотрения жалоб и проведения проверок в сфере контрактной системы выдано 87 предписаний.

За текущий период  2021 года рассмотрено 106 обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, это на 36 обращений больше, чем в 2020 году.  По итогам 77 обращений сведения в отношении участников закупок включены в реестр недобросовестных поставщиков:

 В связи с уклонением от заключения контракта – 6

 В связи с односторонним отказом от исполнения контракта- 71 (в 2020 году – 21)

За текущий период 2021 года возбуждено  310 дел об административных правонарушения за нарушение законодательства РФ о контрактной системе, это на 106  административных дел  больше, чем в 2020 году, выдано  постановлений о привлечении  к административной ответственности на общую сумму  2 051 000  рублей, взыскано 2 723 000  рублей.

Основными нарушениями в сфере контрактной системе при проведении закупок являются:

- неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок обязательной информации, существенной для участников закупки, в том числе  проектно-сметной документации в полном объеме;

- установление в техническом задании показателей товара без учета действующих национальных стандартов, КТРУ;

- формирование содержания первой части заявки с нарушением требований законодательства РФ о контрактной системе;

- необоснованное признание  заявок участников закупок  несоответствующими требованиям документации о закупке.

Члены Общественного совета обсудили реализацию Национального плана («дорожной карты») развития конкуренции в Российской Федерации на 2021-2025 годы, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.09.2021 № 2424-р.

Начальник отдела финансовых и товарных рынков Брянского УФАС России Ирина Лагунова рассказала о том, что в соответствии с Национальным планом рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

обеспечить ежегодное размещение на официальных сайтах органов исполнительной власти, ответственных за реализацию государственной политики по развитию конкуренции в субъекте Российской Федерации, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о результатах реализации государственной политики по развитию конкуренции, в том числе положений Национального плана;

в срок до 1 января 2022 г. утвердить планы мероприятий ("дорожные карты") по содействию развитию конкуренции в субъектах Российской Федерации на 2022 - 2025 годы;

в срок до 31 декабря 2023 г. обеспечить равный доступ образовательных организаций всех форм собственности и индивидуальных предпринимателей к участию в системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (за исключением финансирования дополнительного образования в детских школах искусств);

в срок до 31 декабря 2024 г. обеспечить реализацию мероприятий, направленных на увеличение количества нестационарных и мобильных торговых объектов и торговых мест под них;

в срок до 1 января 2024 г. определить состав имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, не используемого для реализации функций и полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в срок до 31 декабря 2025 г.:

обеспечить приватизацию имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, не используемого для реализации функций и полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

с участием органов местного самоуправления обеспечить организацию инвентаризации кладбищ и мест захоронений на них, создание в субъектах Российской Федерации по результатам такой инвентаризации и ведение реестров кладбищ и мест захоронений с размещением указанных реестров на региональных порталах государственных и муниципальных услуг.

Органам  местного самоуправления рекомендовано:

в срок до 31 декабря 2024 г. обеспечить реализацию мероприятий, направленных на увеличение количества нестационарных и мобильных торговых объектов и торговых мест под них;

в срок до 1 января 2024 г. определить состав муниципального имущества, не соответствующего требованиям отнесения к категории имущества, предназначенного для реализации функций и полномочий органов местного самоуправления;

в срок до 31 декабря 2025 г. обеспечить приватизацию либо перепрофилирование (изменение целевого назначения имущества) муниципального имущества, не соответствующего требованиям отнесения к категории имущества, предназначенного для реализации функций и полномочий органов местного самоуправления.

Также, Ирина Лагунова рассказала об утверждении Распоряжением Губернатора Брянской области от 02.12.2019 № 1178 – рг перечня товарных рынков по содействию развитию конкуренции в Брянской области и плана мероприятий ("дорожной карты") по содействию развитию конкуренции в Брянской области на 2019 - 2022 годы и о реализация плана мероприятий ("дорожной карты") по содействию развитию конкуренции в Брянской области (далее - "дорожная карта"). Так реализация направлена на развитие конкурентной среды и предпринимательского климата на территории Брянской области, снижение административных и инфраструктурных барьеров. В "дорожной карте" определены первоочередные мероприятия по развитию конкуренции на 33 товарных рынках, организационно-методические мероприятия по внедрению Стандарта развития конкуренции, повышению информационной прозрачности деятельности исполнительных органов государственной власти Брянской области.

Начальник отдела по контролю за органами власти и природными ресурсами Брянского УФАС России Анастасия Руденко рассказала о контроле за осуществлением перевозок граждан на территории Брянской области и о порядке предоставления компенсационных мест для размещения нестационарных торговых объектов. Установлены следующие нарушения: передача органами местного самоуправления автобусов в муниципальных образованиях конкретным организациям без проведения торгов, непроведение аукционов на право осуществления перевозок граждан, а заключение длительное время контрактов с единственным исполнителем.

Брянским УФАС России выдано 29 предупреждений органам местного самоуправления о принятии нормативных правовых актов, определяющих порядок предоставления компенсационного места, в случае необходимости исключения существующего места из схемы размещения нестационарных торговых объектов.Ранее такой порядок отсутствовал.

С целью сохранения прав хозяйствующих субъектов на размещение нестационарного торгового объекта путем предоставления компенсационного места, в случае необходимости исключения существующего места из схемы размещения нестационарных торговых объектов, а также с целью создания условий организации и качества торгового обслуживания, органам местного самоуправления необходимо разрабатывать и утверждать нормативные правовые акты о порядке предоставления компенсационных мест.

Отсутствие порядка предоставления компенсационного места нарушает права хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, в случае необходимости исключения существующего места из схемы размещения нестационарных торговых объектов, поскольку в случае исключения существующего места из схемы размещения нестационарных торговых объектов при отсутствии утверждённого порядка, хозяйствующему субъекту невозможно предоставить иное место.

Бездействие органов местного самоуправления, выраженное в непринятии нормативного правового акта о порядке предоставления компенсационного места, в случае необходимости исключения существующего места из схемы размещения нестационарных торговых объектов, необоснованно препятствует деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность на соответствующих территориях. Данное бездействие нарушает п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Все предупреждения исполнены. Теперь предприниматели, в случае исключения мест из схемы размещения нестационарных торговых объектов, имеют право на получение равноценного мест.

По итогам проведения Общественного совета состоялась  пресс-конференция временно исполняющего обязанности руководителя Брянского УФАС России Елены Болховитиной, на которой она рассказала об основных направлениях деятельности Общественного совета при Брянском УФАС России.