Ненормативная лексика не допустима в рекламе
В связи с обращением бдительных граждан, Брянским УФАС России возбуждено дело о нарушении рекламного законодательства в отношении индивидуального предпринимателя разместившего на фасаде здания рекламу Кальянной на которой, для привлечения внимания посетителей, написал неприличное выражение соответствующее молодежному сленгу: «Кальянная #ЯБ^/…/ место где хорошо».
По мнению специалистов антимонопольного органа,слово используемое в рекламе указывает на прием амфиболии (амфиболия – двусмысленность, двойственность) – логическая ошибка, заключающаяся в том, что грамматическое выражение допускает его двоякое толкование.
Учитывая, что амфиболия – это риторический прием двусмысленности, конструктивным принципом которого является нарушение тождества семантики слова посредством постановки его в такой контекст, в котором это слово (или словосочетание) одновременно реализуется в два разных значения, Комиссия Брянского УФАС России считает, что в данном случае, использование амфиболии в данной рекламе направлено не на использование буквального значения использованного слова, а на придание тексту иного, в данном случае непристойного слова, в первую очередь вытекающего из ассоциативного созвучия использованного термина.
Таким образом, выражение«Кальянная #ЯБ^/…/ место где хорошо» относятся к молодежному слэнгу (субкультуре), его смысл может быть оценен как неприличный (даже матерный) на основании непристойных подтекстовых значений (ассоциаций), однозначно идентифицируемых русским языковым сознанием.
Индивидуальный предприниматель на рассмотрении дела согласился с мнением антимонопольного органа.
После установления факта нарушения законодательства, Брянским УФАС России было принято решение о признании данной рекламы ненадлежащей и привлечении виновного лица к административной ответственности.
В соответствии с ч.6 ст.5 Закона о рекламе в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
По мнению ФАС к бранным словам относятся нецензурные слова, а также выражения, которые используются в качестве ругательства или оскорбления. К непристойным образам могут быть отнесены изображения, которые нарушают общепринятые нормы морали.