Протокол №4 от 22.09.2011г.

 

ЗАСЕДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОВЕТА ПРИ УПРАВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Председательствовал:
Руководитель Брянского УФАС России, сопредседатель Совета – В.С. Рогачев
Присутствовали:
Члены общественно-консультативного Совета:
1. Руководитель Брянского УФАС России, сопредседатель Совета Рогачев В.С.
2. Сопредседатель правления БРОО «Фермеры Брянщины» Симонова Л.И.
3. Начальник отдела товарных и финансовых рынков Брянского УФАС России, секретарь Совета Лагунова И.В.
4. Председатель ассоциации защиты прав индивидуальных предпринимателей Юго-Западных районов Брянской области Вахмянин А.А.
5. Председатель БРОД «Поддержка малого и среднего бизнеса Брянщины» Гапеенков Н.В.
6. Директор ООО «УКЦ «Морозовский проект» Сергутина Т.Э.
7. Генеральный директор исполнительной дирекции Регионального объединения работодателей «Брянская областная Ассоциация промышленных и коммерческих предприятий Шалыгин Г.М.
8. Председатель обкома профсоюза работников среднего и малого бизнеса Шилин Н.В.
9. Адвокат Брянской областной коллегии адвокатов, член БРОО «Деловая Россия» Жаров А.А.

Приглашенные:
1. Заместитель руководителя Брянского УФАС России – Селянина Н.Н.
2. Начальник отдела по контролю за органами власти и природными ресурсами – Прозорова О.Ф.
3. Ведущий специалист-эксперт отдела финансов и кадров Брянского УФАС России – Кашлакова Е.А.

Повестка дня:

1. «Третий антимонопольный пакет» поправок.
2. О реализации Федерального закона №159- ФЗ от 22.07.2008г. «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации».
3. Разное.
1. Слушали: «Третий антимонопольный пакет» поправок.
Выступили: Селянина Н.Н.:
В июле 2009г. был принят «второй антимонопольный пакет», который предусмотрел достаточно жесткое антимонопольное регулирование в экономике кризисного периода.
9 сентября 2011г. Государственная Дума РФ в первом чтении одобрила «третий антимонопольный пакет» поправок, проект которого был подготовлен Федеральной антимонопольной службой (ФАС России) и внесен в Правительство РФ.
Наиболее существенные изменения касаются следующего.
1. Уточнение требований к антиконкурентным соглашениям
В рамках "третьего антимонопольного пакета" предполагается серьезная реформа регулирования антиконкурентных соглашений.
Во-первых, законопроект предлагает существенно сократить перечень безусловных запретов (per se).
Исходя из складывающегося правоприменения особенностью указанных запретов является то, что они запрещаются как таковые, независимо от рыночной ситуации, ограничения (устранения) конкуренции или иных негативных последствий для участников рыночных отношений.
Федеральной антимонопольной службой предложено уточнить перечень безусловно запрещенных соглашений, ограничив их лишь соглашениями, заключаемыми между хозяйствующими субъектами-конкурентами. Такие соглашения должны получить свое название - "картель" и должны влечь максимально жесткую юридическую ответственность.
В рамках третьего антимонопольного пакета уточняется диспозиция статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации, исключив уголовное преследование вертикальных соглашений и согласованных действий.
Важно отметить и еще одно существенное уточнение, предлагаемое в рамках "третьего антимонопольного пакета".
Речь идет о неприменении антимонопольных запретов в отношении соглашений, заключаемых хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц. Однако данное исключение действует лишь в случае, если один участник группы лиц контролирует другого участника.
2. Уточнение критериев запрещенной координации экономической деятельности
Помимо уточнения перечня безусловных запретов уточнено и существующее определение запрещенной координации экономической деятельности.
В действующей редакции Закона о защите конкуренции координация экономической деятельности определяется как согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов. При этом Закон отмечает, что не являются координацией экономической деятельности осуществляемые в соответствии с федеральными законами действия саморегулируемой организации по установлению для своих членов условий доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка.
Одновременно часть 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещает физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит или может привести к последствиям, указанным в части 1 данной статьи (то есть к нарушению координируемыми хозяйствующими субъектами запретов "per se".
В связи с этим предлагается уточнить понятие координации экономической деятельности, определив его как согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов и не осуществляющим деятельности на том товарном рынке (товарных рынках), на котором (которых) осуществляется согласование действий хозяйствующих субъектов.
3. Уточнение требований к согласованным действиям хозяйствующих субъектов
В результате анализа практики применения положений антимонопольного законодательства, определяющего требования к согласованным действиям, вносятся некоторые изменения в Закон о защите конкуренции, направленные на устранение проблем в правоприменении.
Во-первых, в рамках третьего антимонопольного пакета уточняется определение согласованных действий. В частности, к числу согласованных могут быть отнесены лишь такие действия хозяйствующих субъектов, о совершении которых их участники были заранее информированы в связи с публичным заявлением одного из них о планируемом их совершении.
Вторым важным законодательным предложением является включение в Закон о защите конкуренции самостоятельной статьи, определяющей формы запрещенных согласованных действий.
Третье изменение касается предложения о введении минимальной доли рынка, при которой запреты не действуют.
4. Уточнение критериев определения монопольно высокой цены
В связи с бурной дискуссией о критериях определения монопольно высокой цены, законопроект предлагает предусмотреть в Законе о защите конкуренции дополнительные критерии, соблюдение которых исключает возможность признания цены товара, установленной субъектом, занимающим доминирующее положение, монопольно высокой.
Кроме того, законопроект предусматривает, что не может быть признана монопольно высокой цена товара, установленная в соответствии с согласованным антимонопольным органом порядком формирования стартовой цены на продукцию, при ее продаже на товарной бирже.
5. Дифференциация размеров административных санкций за злоупотребление доминирующим положением
в рамках третьего антимонопольного пакета предлагается предусмотреть дифференциацию административной ответственности, предусмотрев фиксированные санкции для случаев злоупотребления доминирующим положением, которые не приводят к ограничению конкуренции. В таких случаях размер административного штрафа, в зависимости от характера правонарушения должен, составлять от трехсот тысяч рублей до одного миллиона.
Злоупотребления доминирующим положением, приводящие к ограничению конкуренции, а также все случаи злоупотребления доминирующим положением субъектами естественной монополии (независимо от последствий) должны караться "оборотными" штрафами в том порядке, который предусмотрен в настоящее время действующим законодательством.

Решили: По обсуждаемому вопросу принять информацию к сведению.

Голосовали: единогласно.

1. Слушали: О реализации Федерального закона №159- ФЗ от 22.07.2008г. «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации».
Выступили: Селянина Н.Н.
По данному вопросу содокладчиком является Сафонов Геннадий Станиславович, который сегодня не присутствует в связи с командировкой, поэтому предлагаю перенести обсуждение данного вопроса на следующее заседание. Брянское УФАС России имеет практику по рассмотрению дел по нарушению антимонопольного законодательства, касающуюся данного вопроса. Было рассмотрено 1 дело, о котором Вам может рассказать начальник отдела по контролю за органами власти и природными ресурсами – Прозорова О.Ф.

Прозорова О.Ф.
Брянским УФАС рассмотрено дело в отношении Трубчевского районного Совета народных депутатов по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 27.06.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующим субъектом.
Данное дело было возбуждено в связи с поступившим заявлением хозяйствующего субъекта по поводу отказа администрации Трубчевского муниципального района предоставить в рамках реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества нежилое помещение.
В результате рассмотрения дела было установлено, что администрация Трубчевского района по заявлению хозяйствующего субъекта о предоставлении нежилого помещения в собственность в рамках реализации Федерального закона от 22.07.2008г. №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» просила главу Трубчевского муниципального района рассмотреть на очередной сессии Трубчевского районного Совета народных депутатов вопрос об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества Трубчевского муниципального района на 2011 год, куда подпунктом 4 было включено и нежилое помещение. Однако, на заседании Трубчевского районного Совета народных депутатов данное помещение было исключено из прогнозного плана приватизации.
Администрацией Трубчевского района был внесен в районный Совет народных депутатов проект решения по приватизации муниципального имущества Трубчевского муниципального района на 2011г. В соответствии со ст.44 Устава Трубчевского муниципального района, решением районного Совета от 25.12.2009г. №4-36 «О принятии Положения о контрольно - счетной палате Трубчевского муниципального района» проект решения был направлен в Контрольно – счетную палату Трубчевского муниципального района, как орган, осуществляющий контроль за установленным порядком управления и распоряжения имуществом Трубчевского района, для дачи заключения.
Согласно заключению Контрольно – счетной палаты договор аренды нежилого помещения, на момент рассмотрения проекта решения ни с кем не заключался. Также на основании акта комиссии, созданной распоряжением администрации от 26.04.2010г. передача вышеуказанного недвижимого имущества документально не оформлялась.
Между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Трубчевского района и хозяйствующим субъектом был заключен договор аренды имущественного комплекса, в состав которого входило, в том числе и нежилое здание.
Согласно статье 3 Федерального закона от 22.07.2008г. №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» при возмездном отчуждении арендуемого недвижимого имущества из муниципальной собственности субъекты малого или среднего предпринимательства пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости, при одновременном соблюдении следующих условий:
1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу Закона на основании договора или договоров аренды этого имущества.
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности.
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
С 1 января 2009 года субъект малого или среднего предпринимательства, отвечающий установленным требованиям, вправе по своей инициативе направить в орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности, заявление о соответствии его условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства и о реализации им права на приобретение арендуемого имущества (часть 2 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008г. №159-ФЗ).
По результатам рассмотрения данного дела Комиссией Брянского УФАС России принято решение о признании Трубчевского районного Совета народных депутатов нарушившим ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» и необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующим субъектом и выдаче предписания Трубчевскому районному Совету народных депутатов о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
В настоящее время решение и предписание Брянского УФАС обжалуются в Арбитражном суде.

Решили: По обсуждаемому вопросу принять информацию к сведению.

Голосовали: единогласно.

Сопредседатель Общественно-
консультативного совета
при Брянском УФАС России В.С.Рогачев

Ответственный секретарь Общественно-
консультативного совета И.В.Лагунова

 

Дата проведения Совета: 
22 сентября 2011, 00:00