Использование образов детей в рекламе в опасных ситуациях не допускается – за что и было привлечено к административной ответственности ООО «СМ» (штраф 50000 руб)

На телеканалах «Первый канал», Канал Россия», «ДТВ» в период с сен-тября по ноябрь 2008 г. демонстрировался видеоролик «Детская страна» сле-дующего содержания:
«Дети просыпаются утром, и одна девочка сообщает другой, что сего-дня она ей покажет новое место, другую страну. После чего они садятся в ав-томобиль марки «Лексус» и едут одни в магазин «Детская страна». Затем де-монстрируется ассортимент магазина, дети набирают себе много товаров. Девочка говорит другой, что ей необходимо обновить гардероб. В это же время показывают мальчика едущего на велосипеде в этот магазин, но не за-ходящего туда. Девочка говорит мальчику о том, что это место где она отды-хает душой, потому что там ее любимые вещи».
Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рек-ламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирова-ния, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона «О рекламе» от 13.03.2006 N 38 ФЗ ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ст. 6 «В целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускается показ несовершеннолетних в опасных ситуациях».
Согласно письменным объяснениям ООО «СМ» не признают факт на-рушения п. 6 ст. 6 ФЗ «О рекламе», т. к. съемки с участием детей, по мнению ООО «СМ», проводились с соблюдением всех норм техники безопасности, эксплуатации технических средств и правил дорожного движения.
Дети относятся к категории самой незащищенной от внешнего психо-логического воздействия в силу наивности, отсутствия жизненного опыта и возможности практического сравнения, достаточного объема знаний, наход-чивости и сформировавшегося собственного мнения. Получая инструкцию к действию, ребенок воспринимает ее как должное, не требуя доказательств правильности поведения. Сопротивляемость внушению у ребенка минималь-ная, а потому опасность ошибки в выборе (при фактическом отсутствии вы-бора) очень велика.
Однако в нарушение указанных требований в рекламе показываются дети в опасной ситуации, а именно несовершеннолетние дети садятся за руль автомобиля и едут в магазин. Под опасной ситуацией понимается неблаго-приятная обстановка, стечение обстоятельств, закономерное развитие кото-рых вследствие воздействия вредных факторов различной природы ставит под угрозу жизнь, здоровье человека, целостность его имущества и окру-жающей среды. Это пожар, война, несоблюдение норм эксплуатации техни-ческих средств и правил дорожного движения. В соответствии с Постановле-нием Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. N 1396 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ СДАЧИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ЭКЗАМЕНОВ И ВЫДАЧИ ВОДИТЕЛЬСКИХ УДОСТОВЕРЕНИЙ» к сдаче экзамена на получение во-дительских прав на вождение транспортным средством категории «В» и «С» допускаются лица достигшие 18 лет. Таким образом, использование детского образа в подобной обстановке расценивается как нарушение правил дорож-ного движения и законодательства о рекламе. Смысл запрета в неприкосно-венности детской жизни и здоровья, даже если опасность только предполага-ется. Умышленное создание угрожающей атмосферы вокруг ребенка претит нормальному его воспитанию и развитию. Реклама практически всегда яркое, красочное событие. Ребенок попадает под власть ее сюжета и динамики. Для детей рекламные герои - часть реальности. Видя своего сверстника в «опас-ном» ролике или на плакате, он неосознанно помещает себя на его место, что идет вразрез с нормами морали.
Таким образом, распространенная реклама не соответствует требова-ниям п. 6 ст. 6 ФЗ «О рекламе».
Согласно ч. 8 ст. 38 ответственность за нарушение ст. 6 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» несет рекламопроизводитель.
В соответствии с договором № 124 от 26.09.2008 г. заказчиком услуг по проведению рекламной кампании путем размещения рекламы магазина «Детская страна» в Региональном эфире Телеканалов является ООО «СМ» (адрес: 241020, г. Брянск, ул. 2 - Аллея, д. 1 – 32). При этом согласно Догово-ру, все видеоматериалы Исполнителю представил Заказчик. Таким образом, в соответствии с п. 6 ст. 3 ФЗ «О рекламе» ООО «СМ» является рекламо-производителем.
Поскольку распространенная реклама не соответствует п. 6 ст. 6 ФЗ «О рекламе», то юридическое лицо ООО «СМ» нарушило законодательство о рекламе, то есть совершило административное правонарушение, ответствен-ность за которое предусмотрена ст. 14.3 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 38 Федерального закона «О рекламе», ст. ст. 14.3, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правона-рушениях, руководитель Брянского УФАС России

ПОСТАНОВИЛ:

1. Применить к юридическому лицу ООО «СМ» за размещение рекламы магазина «Детский мир» с использованием образов несовершеннолет-них в нарушении требований п. 6 ст. 6 Федерального закона от 13.03.2007 г. № 38-ФЗ «О рекламе» меру ответственности в виде адми-нистративного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей (50 000 руб.).