Семинар в Брянском УФАС России

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

07 октября 2022 года в помещении Брянского УФАС России по адресу: г. Брянск, ул. Дуки, 80, кабинет 512 «А» с представителями Администрации Суражского района состоялся семинар в режиме видеоконференцсвязи по практике применения законодательства РФ о контрактной системе. 

Заместитель начальника отдела контроля закупок и ЖКХ Брянского УФАС России Будачева Галина Ивановна рассказала о ведении реестра недобросовестных поставщиков.

Так, Участник закупки, не исполнивший контракт, включается в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) вне зависимости от окончания срока действия такого контракта. Согласно ГКРФ (п.4ст.425) окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение. Также в соответствии с определением Верховного суда, окончание срока действия контракта не является обстоятельством, исключающим возможность включения в реестр. Кроме того, недопустимо включать в РНП сведения об учредителях юридического лица, которые на момент уклонения от заключения контракта/ его ненадлежащего исполнения не являлись участниками такого юридического лица. Соответствующая позиция озвучена Конституционным судом.

Частью 1.1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) предусмотрено, что заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр включается информация о наименовании, фирменном наименовании (при наличии), месте нахождения (для юридического лица), фамилии, имени, отчестве (при наличии), идентификационном номере налогоплательщика или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства об аналоге идентификационного номера налогоплательщика лиц, указанных в ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр включается в том числе информация о фамилиях, именах, отчествах (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц, указанных в ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе.

Частью 8 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участника закупки требованиям, указанным в п. п. 1 и 7.1, 10 ч. 1 и ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с положениями ст. 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия осуществляет проверку соответствия участников закупок требованиям, установленным в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при рассмотрении вторых частей заявок и в случае несоответствия участника закупки указанным требованиям принимает решение о несоответствии заявки требованиям, установленным документацией о закупке.

Кроме того, согласно ч. 9 ст. 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, или представил недостоверные сведения в отношении своего соответствия указанным требованиям.

Таким образом, если в документации о закупке установлено требование к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, комиссия заказчика отстраняет не соответствующего требованиям участника, сведения о котором находятся в реестре, в том числе если данные сведения об участнике включены в реестр в качестве учредителя, члена коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица, включенного в реестр.

Представитель по доверенности не является лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, или учредителем (участником) юридического лица, сведения о нем не включены в ЕГРЮЛ, а уполномочен обществом совершать действия в пределах выданной ему доверенности.

Из вышеизложенного следует, что заказчик не вправе отстранить участника закупки от участия или отказаться от заключения контракта с победителем по причине наличия сведений о представителе по доверенности участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков. При условии, что в реестре недобросовестных поставщиков отсутствует информация об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки.