Обобщенные ответы Брянского УФАС России, на поступившие вопросы в ходе проведения публичных обсуждений, состоявшихся 26 сентября 2017 года.

1.      Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 предусмотрен штраф за  неисполнение или ненадлежащее исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, какие обязательства в муниципальном контракте можно отнести  к обязательствам, не имеющим стоимостное выражение?

Ответ: Такие штрафы могут быть установлены, например, за нарушение Поставщиком обязательства предоставить заказчику счета-фактуры, акты выполненных работ, а также за  нарушение техники безопасности, если это условие было установлено в контракте.

 

2.      Необходимо ли заказчику указывать  реквизиты ГОСТов при формировании технического задания на поставку товара?

Ответ: Согласно п.2 части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен  использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Таким образом, для определения потребности заказчика  в поставе товара, его показателей соответствующему ГОСТУ до сведения участников закупки необходимо довести информацию о реквизитах ГОСТа.

3.      Каким образом исчислять гарантийный срок поставки товара при заполнении сведений в ЕИС о заключенном контракте, учитывая, что срок поставки определен 30 дней и невозможно определить, в какой из этих дней будет поставлен товар?

Ответ: Согласно части 1 ст. 471 Гражданского кодекса РФ  гарантийный срок начинает течь с момента передачи товара покупателю (статья 457), если иное не предусмотрено договором купли-продажи. Таким образом, с момента подписания акта приемки товара, начнет течь гарантийный срок. При заполнении информации в ЕИС в части указания даты начала исчисления гарантийного срока необходимо исходить от последней возможной даты поставки товара, т.е. 30 день срока поставки и от него отчитывать  течение гарантийного срока.

 

4.      Могут ли иностранные юридические лица участвовать в качестве исполнителя в закупках?

Ответ: Согласно ч.ч.1-3 ст. 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации. В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений.

В настоящее время принят ряд Постановлений Правительства РФ, устанавливающих запрет, ограничения допуска отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также определены условия допуска отдельных товаров приказом Минэкономразвития России:

Постановление Правительства РФ от 05.09.2017 N 1072"Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 N 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

Постановление Правительства РФ от 11.08.2014 N 791 "Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд";

Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

Постановление Правительства РФ от 26.09.2016 N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

Постановление Правительства РФ от 22.08.2016 N 832 "Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

 

5.      Можно ли осуществлять закупки на одноименные услуги (на услуги электроэнергии), заключая несколько договоров в порядке п. 4 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе до 100 т.рублей?

Ответ: На основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заказчик вправе заключать договоры, цена каждого из которых не должна превышать ста тысяч рублей, при этом годовой объем таких закупок заказчика не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублейЗакон о контрактной системе не содержит иных ограничений на осуществление закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в том числе на приобретение одноименных товаров, работ, услуг, которые были ранее установлены Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", утратившим силу в соответствии со статьей 113 Закона о контрактной системе с 01.01.2014.

6.Можно ли заключить отдельные контракты с 5-ю разными исполнителями до 100 т. рублей на  одноименные услуги (кадастровые).

Ответ: Заключать договоры, цена каждого из которых не должна превышать ста тысяч рублей, при этом годовой объем таких закупок заказчика не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей Закон о контрактной системе не содержит иных ограничений на осуществление закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в том числе на приобретение одноименных товаров, работ, услуг, которые были ранее установлены Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", утратившим силу в соответствии со статьей 113 Закона о контрактной системе с 01.01.2014.

Однако вопрос ограничения количества участников при неправильном выбора способа закупки рассматривается индивидуально в каждом случае. Вопрос ограничения количества участников закупки рассматривается в каждом конкретном случае в зависимости от собранных доказательств ограничения участия в такой закупке.

 

 7.Имеются какие-либо запреты, ограничения поставки товаров для животных, корма?

Ответ: В настоящее время не установлено каких-либо ограничений или запрета на допуск кормов для животных в целях  удовлетворения государственных и муниципальных нужд.

8. Администрация муниципального района проводит закупку в форме электронного аукциона на содержание дорог нескольких поселений. Имеет место ограничение конкуренции, необходимо проведение нескольких закупок?

Ответ: В силу п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

Вопрос ограничения количества участников закупки рассматривается в каждом конкретном случае в зависимости от представленных участниками закупки доказательств ограничения участия в такой закупке.

 

9. Ребенку инвалиду в реабилитационной карте врачом назначен слуховой аппарат определенного производителя стоимостью свыше 100 т.р. Как в этом случае указываются параметры эквивалентности?

Ответ: В рассматриваемой ситуации возможность поставки эквивалентного товара не может рассматриваться заказчиком. В силу п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

При размещении электронного аукциона или запроса котировок в информации о закупке необходимо отразить сведения о приобретении одного слухового аппарата конкретного производителя для индивидуального ребенка в соответствии с назначением врача.

10.  По вопросу  применения ст. 103 Закона о контрактной системе в части заполнения информации в реестре контрактов.

 Ответ: Изложенные  вопрос не относится к компетенции Брянского УФАС России. По данному вопросу Вы можете обратиться в  Управление Федерального казначейства по Брянской области, поскольку  в соответствии с ч.1 ст. 103 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"  Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками.

В соответствии с положением о Федеральном казначействе, утвержденном Постановлением Правительства РФ от  01.12.2004 г. № 703 Федеральное казначейство ведет реестр государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов, следовательно, вопросы относительно ведения реестра контрактов относятся к компетенции Управления Федерального казначейства по Брянской области.

11. Кто может обжаловать торги по продаже или сдаче в аренду муниципального имущества?

Ответ: Торги могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими  заявки на участие в торгах, а в случае, если  обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом, права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

 

12. Необходимо ли согласие антимонопольного органа на предоставление преференции в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 19 Закона о защите конкуренции в целях поддержки малого и среднего предпринимательства?

Ответ: Нет, согласие антимонопольного органа не требуется. Такая преференция предоставляется в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.

 

13. Имеет ли орган местного самоуправления право по истечении срока договора аренды, заключенного по результатам торгов,  заключить договор аренды на новый срок с этим арендатором?

Ответ: По истечении срока договора аренды, заключенного по результатам торгов, заключение договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:

1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;

2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.

10. Арендодатель не вправе отказать арендатору в заключении на новый срок договора аренды в порядке и на условиях, которые указаны в части 9 настоящей статьи, за исключением следующих случаев:

1) принятие в установленном порядке решения, предусматривающего иной порядок распоряжения таким имуществом;

2) наличие у арендатора задолженности по арендной плате за такое имущество, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором аренды.

 

14. Может ли унитарное предприятие (МУП или ГУП) продать недвижимое имущество без торгов.

Ответ: Да, ГУП или МУП имеют право продать недвижимое имущество при наличии согласия собственника. В отношении имущества субъекта, закрепленного за ГУПами, и муниципального имущества, закрепленного за МУПами, законодательством не установлены обязательное проведение публичных торгов, а также процедура таких торгов.

 

15. Можно ли передать унитарным предприятиям в хозяйственное ведение объекты водоснабжения и водоотведения?

Ответ: Нет, с момента официального опубликования Федерального закона от 07.05.2013 г. № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» права владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на праве хозяйственного ведения за унитарными предприятиями закрепляться не могут (письмо ФАС России от 05.10.2015 г. № АД/55812/15.