Специализация Брянского УФАС России «Практика применения статей 15, 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

1.Нарушения в сфере оказания ритуальных услуг, создание административных барьеров для иных организаций, не определенных органами местного самоуправления.

Брянским УФАС России в 2020 году выдано 16 предупреждений органам местного самоуправления при наделении хозяйствующих субъектов полномочиями органов местного самоуправления от 05.03.2020 №№ 1-16.

Брянской городской администрацией предоставлены права на оказание ритуальных услуг на кладбищах г. Брянска только муниципальному унитарному предприятию «Комбинат ритуальных услуг населению».

Так, Брянской городской администрацией издано Постановление от 08.09.2004 г. № 3077-п «Об утверждении Положения о порядке содержания кладбищ в городе Брянске».

Специализированная служба – МУП «Комбинат ритуальных услуг населению» (администрация кладбища) наделена Брянской городской администрацией правом установления очередности на выделение земельного участка под первичное захоронение, оформление договора на выделение земельного участка под первичное захоронение, оформление договора на резервирование захоронения на свободном месте родственного участка, взимание платы за выделение участка под захоронение на свободном месте родственного участка, выдачу разрешений на захоронение на свободном месте родственного участка, на установку и замену надмогильных сооружений, памятников и оград, правом регистрации захоронений, сноса надмогильных сооружений и оград, уборки и содержания территории и прочими правами, отнесенными к полномочиям органа местного самоуправления.

Администрация кладбища, в том числе обеспечивала своевременную подготовку могил, захоронение умерших, урн с прахом, подготовку регистрационных знаков и их установку; соблюдение установленной нормы отвода каждого земельного участка для захоронения и правил подготовки могил; содержание в исправном состоянии зданий, инженерного оборудования территории кладбища, ее ограды, дорог, площадок и их ремонт; уход за зелеными насаждениями на территории кладбища, не занятой захоронениями, а также на территориях мемориальных комплексов; исправность землеройной техники, транспортных средств, механизмов и инвентаря; удаление и вывоз с территории кладбища засохших цветов и венков; систематическую уборку всей территории кладбища (за исключением непосредственно захоронений) и своевременный вывоз мусора; бесплатное предоставление гражданам инвентаря для ухода за могилами (лопаты, грабли, ведра и т.п.); содержание в надлежащем порядке братских могил, памятников и могил, находящихся под охраной государства; высокую культуру обслуживания; соблюдение правил пожарной безопасности; сохранность машин, механизмов, инвентаря.

 Действия по выдаче разрешений на захоронение, согласованию даты, времени и места захоронения относятся к административно-распорядительным и осуществляются органами местного самоуправления в соответствии с законодательством.

Наделение хозяйствующего субъекта полномочиями органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения не предусмотрено и прямо противоречит законодательству.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

возможность передачи общественных кладбищ в ведение хозяйствующего субъекта и наделения хозяйствующего субъекта полномочиями органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения не предусмотрена и прямо противоречит законодательству.

Понятие «содержание кладбищ и мемориалов» включает в себя именно хозяйственные работы по уборке территории кладбищ и мемориалов, вывозу мусора, соблюдению чистоты дорог и проездов и прочие подобные работы, оплата которых производится из средств местного бюджета.

Соответственно такой вид хозяйственной деятельности является конкурентным, предполагает ее осуществление путем получения муниципального контракта через проведение торгов.

В соответствии с частью ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 30 октября 2007 года № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта», Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федеральным законом «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».

Осуществление специализированной службой по вопросам похоронного дела, в соответствии с Положением,  полномочий органов местного самоуправления по организации похоронного дела наряду с деятельностью, приносящей доход, на товарных рынках (оказание ритуальных услуг), поставило данные предприятия в преимущественное положение перед другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на данных товарных рынках, так как иные хозяйствующие субъекты такими полномочиями не обладают и не имеют возможности привлекать административный ресурс в ходе осуществления своей деятельности.

Указанные нарушения по наделению хозяйствующих субъектов полномочиями органа местного самоуправления выявлены и в иных муниципальных образованиях Брянской области.

Органам местного самоуправления Брянской области выданы предупреждения об исключении из муниципальных актов положений, наделяющих хозяйствующих субъектов правами и функциями органов местного самоуправления.

Все предупреждения исполнены.

2. Предупреждение Департаменту промышленности, транспорта и связи Брянской области от 19.03.2020 № 17.

На официальном сайте департамента промышленности транспорта и связи Брянской области www.bryanskprom.ru 22.01.2020 года размещена информация для субъектов малого и среднего предпринимательства об акционерном обществе «КИФА», специализирующемся на оптовой и мелкооптовой торговле посредством интернет-платформы «КИФА».

 В тексте размещенной информации имеется активная ссылка на сайт www.qifa.ru.

 При переходе по ссылке на сайт www.qifa.ru имеется информация о реализуемых акционерным обществом «КИФА» потребительских товарах (сумки, одежда, обувь и т.п.), с указанием стоимости вышеуказанных товаров, возможности приобретения, скидок, условий возврата и т.п.

Следовательно, размещая на официальном сайте www.bryanskprom.ru информацию об услугах в области электронной торговли, предоставляемых акционерным обществом «КИФА», департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области предоставил акционерному обществу «КИФА» преимущество перед иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на аналогичном товарном рынке, что могло привести к ограничению конкуренции.

В связи с наличием в действии департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области, выраженном в размещении на официальном сайте www.bryanskprom.ru информации об услугах в области электронной торговли, предоставляемых акционерным обществом «КИФА», признаков нарушения  ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Брянским УФАС России выдано предупреждение департаменту промышленности, транспорта и связи Брянской области.

Предупреждение исполнено в срок.

3. Предупреждение департаменту топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области от 27.03.2020 № 18.

Брянским УФАС России в ходе рассмотрения заявления ООО «ЭлТранс» установлено, что  департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно - коммунального хозяйства Брянской области при утверждении инвестиционных программ субъектов электроэнергетики Брянской области  руководствуется Положением о порядке разработки, согласования и утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики Брянской области, а также инвестиционных программ субъектов электроэнергетики Брянской области, утвержденным Постановлением администрации Брянской области от 04.03.2010 № 221, которое утратило силу.

В соответствии  с п.п. 1.п. 1 ст.6 Федерального закона от  27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

В соответствии со ст. 168  Распоряжения Правительства РФ от 18 сентября 2019 № 2113-р «О перечне типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, государственными учреждениями субъектов РФ и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления» утверждение инвестиционных программ субъектов электроэнергетики и инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, является государственной услугой.

 Согласно п. 2 Постановления Правительства Брянской области от 02.09.2019 № 409-п «О разработке и утверждения административных регламентов осуществления  регионального государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг»  ответственность за утверждение административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг исполнительные органы государственной власти Брянской области, наделенные в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Брянской области полномочиями по исполнению государственных функций по осуществлению государственного контроля(надзора) и (или) предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, обеспечивают в установленном порядке размещение соответствующих административных  регламентов, а также сведений о государственных функциях и государственных услугах в региональной государственной  информационной системе «Реестр государственных услуг (функций) Брянской области».

У департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области регламент по утверждению инвестиционных программ субъектов электроэнергетики отсутствовал.

Отсутствие  регламента по утверждению инвестиционных программ субъектов электроэнергетики подтверждалось письменными пояснениями  департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно – коммунального хозяйства Брянской области.  Также при обозрении сайта Госуслуги  в Брянской области установлено отсутствие  информации о предоставлении государственной услуги по утверждению инвестиционных программ субъектов электроэнергетики департаментом топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области.

Отсутствие у департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области регламента по утверждению инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, явилось следствием неисполнения государственных функций в отношении ООО «ЭлТранс» и создавало препятствие иным хозяйствующим субъектам в получении государственной услуги.

В бездействии департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области, выразившимся  в  неутверждении регламента по утверждению инвестиционных программ субъектов электроэнергетики Брянской области, установлены признаки нарушения  п.2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Управлением Федеральной  антимонопольной службы по Брянской области  на  основании статьи  39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выдано предупреждение департаменту топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области о необходимости прекращения указанного бездействия путем разработки и утверждения регламента по  предоставлению государственной услуги по утверждению инвестиционных программ субъектов электроэнергетики Брянской области.

Предупреждение исполнено.